NAP25

Фигура оловянная 54мм. Музыкант-бунчуконосец полкового оркестра. Франция, 1804-12 гг.

210 руб.

В наличии

Артикул: NAP25 Категории: , Метка:

С начала XVIII века в Европу начала проникать так называемая «турецкая» музыка. Она берет свое начало с музыкальной традиции военных оркестров янычар. В 1720 году полный комплект янычарских инструментов получил в дар от турецкого султана польский король Август II, в 1725 году русская императрица Екатерина I выписала из Константинополя турецкий военный оркестр; в 1741 году янычарские инструменты появились в Австрии, затем в Пруссии и других европейских странах. В моду вошёл жанр «турецкого», то есть военного, марша с использованием «янычарского» тембрового колорита. Среди ударно-шумовых инструментов, вызывавших ассоциации с турецкой музыкой, был и бунчук, который во Франции называли «Китайская шляпа» (Chapeau Chinois).
      Появление в военных оркестрах Франции бунчуконосцев и других экзотических музыкантов, с особой силой вспыхнуло после возвращения из Египта полубригад, которые привезли с собой внушительное количество арабов, коптов и негров. Многие пехотные полки стали использовать таких музыкантов в «голове колонны», которые несли «китайскую шляпу» или пару тарелок, в костюме «восточного стиля».
      На голове синяя, с белым верхом феска, вокруг которой обматывался белый тюрбан.
      Верхняя распашная куртка из темно-синего сукна с короткими и широкими рукавами называлась «ялек». Отвороты фалд и выпушка по краю вертикальных карманных клапанов выполнены из светло-синего сукна, воротник красный. Воротник, нижние края рукавов, петлицы на груди и на спине вышиты из позолоченного галуна.
      Под короткой курткой музыкант носил куртку с рукавами – «фермелет». По покрою, она похожа на «ялек», но не имеет воротника. Длинные узкие рукава выполнены с разрезами и застежками на крючки с тыльной стороны ладоней. В данном случае куртка сшита из тонкого и плотного светло-синего сукна и украшена золотыми галунами.
      Штаны из белого сукна с позолоченными «пиками». Сапоги из красной кожи.
      Перчатки шились без краг из тонкой белой лайковой кожи.
      Вооружение состоит из причудливого сочетания разновидности ятагана с эфесом в виде «головы петуха». Перевязь из белой кожи, украшена двумя позолоченными звездами и полумесяцем.
      Бунчук – музыкальный инструмент, обычно высотой от 2 до 2,5 метров, состоит из вертикального деревянного шеста с перекладиной в форме полумесяца, сделанной обычно из латуни. Многочисленные колокольчики прикреплены к полумесяцу и в других местах инструмента. Часто два окрашенных конских хвоста подвешиваются к концам полумесяца. Кроме полумесяца, на шесте иногда размещается латунный предмет конической формы, по которому во Франции инструмент стали называть «китайской шляпой». «Шляпа» может быть навершием инструмента, в других случаях она находится ниже навершия, или же её нет, а для навершия могут быть использованы фигура орла или что-либо другое. Для инструмента нет стандартной конфигурации, и из многих сохранившихся в музеях экземпляров едва ли найдётся два похожих.
      18-й линейный полк был одним из лучших полков армии. Свою репутацию полк подтвердил 2 марта 1798 года под Фрибургом, когда сержант Барб, квартирмейстер Трош и 13 солдат взобрались на стену, сняли охрану и открыли путь французской армии. Свои цвета полк заслужил в бою под Риволи. Наполеон лично отметил полк: «Я знаю, враг не устоит перед храбростью 18-го полка». Музыканты полка в 1805 году носили синий камзол, красный воротник, голубая отделка, золотые эполеты в форме трилистника, голубые «ласточкины гнезда» или эполеты (у барабанщиков).