Объект 279. Танк апокалипсиса или немцы закончились?
Нет, про этот танк я конечно знал и даже в конце концов увидел как он выглядит. Оправившись от некоторой оторопи и сглотнув, осознал что на ЭТО смотрят, но уж точно никак и никогда не собирают тем более в 35-м масштабе. Но в эпоху WORLD of TANKS чего только не случается. И вот я держу в руках коробку от молодой китайской фирмы PANDA HOBBY и это именно объект 279 и именно в 35-м масштабе.
В конце 50-х годов прошлого века на замену основному тяжелому танку Т-10 были разработаны три образца нового тяжелого танка – об. 270 об. 277 и об. 279. Если первые два были традиционной компоновки, то объект 279 это что-то. Конструкторы ленинградского кировского завода под руководством Льва Сергеевича Троянова создали единственную в своем роде уникальнейшую машину.
Четырехгусеничная ходовая часть с гидропневматической подвеской, литые башня и корпус с экранами совершенно футуристической формы и броней от 269 до 305 мм. На такой основе естественно смотрится высокобаллистическое 130 мм орудие М-65 совместно со спаренным 14 мм могучим КПВТ. Н-образный 16-ти цилиндровый дизель ДГ-1000 с гидромеханической трансмиссией разгонял это 60-тонное великолепие до 55 км\час.
Внушает. 60 тонн с резвостью тридцатьчетверки.
Танк разрабатывался для боевых действий в условиях ядерной войны и в сети именуется не иначе как танк апокалипсиса. Там-же в сети была обнаружена крайне шовинистическая открытка к 23 февраля где об. 279 движется по заснеженным просторам ядерной зимы на фоне поверженной статуи свободы.
Жестковато, но лучше чем мессершмиты со звездами ко дню победы или американские файтеры к дню защитника отечества.
Вряд-ли кто-то из моделистов расчитывал пополнить коллекцию моделью этой уникальной машины. Слишком уж сложный и малоизвестный прототип это не растиражированные до неприличия немецкие панцеры и прочие заокеанские абрамсы.
Заря надежды ожидаемо пришла с востока.
Появление сразу трёх объектов 279 в 35-м наводит на мысль, что, однозначно, как говорит один известный политик – немцы закончились.
Прищуреный (сильно) взгляд производителей моделей обратился в более восточном направлении. Новинки 2014 года перечислять не буду, но тенденция просматривается.
Как сейчас говорят – респект и уважуха восточным товарищам.
От отечественных производителей, не будем показывать пальцем, нам отечественной (и не буду извиняться за тавтологию) техники наверное не дождаться. И не только брони, по отечественным приоритетам – поле не пахано. Взять хотя-бы воздушные подушки от Левкова до «Зубра», летающие корабли Алексеева и его-же экранопланы. Ревелловско-звездовский «Орлёнок» не в счёт, неточен и мелковат. А флот и флот подводный, а космос? Что, нам гордится нечем?
При современной-то технике и фигурки можно делать не абстрактные, а конкретных персонажей с исторических фотографий и из отечественных фильмов, например экипаж лейтенанта Сани Малешкина из «На войне как на войне». Впрочем, фильмы и не про войну бывают (это я не про зомби и прочую бредятину).
Мантры о том, что дескать, немцы лучше продаются оправдание сомнительное. Работать над спросом надо, а не плыть по течению, а то ведь приплывём как соседняя братская страна. Там уже из политкорректности и звёзды армии победительницы на декалях по частям дают.
Ладно с публицистикой заканчиваю, извиняюсь за брюзжание, накипело. Я пенсионер, старый – допускается.
Теперь о сущном, модель от Panda Hobby PH35005 объект 279.
На литниках аккуратно отлитые детали зелёного пластика без облоя и утяжин, отдельно отлитые траки, плата фототравления, декали ожидаемо нет. Крайне необычный прототип, необычная форма корпуса, двойной комплект ходовой потребовал некоторого времени на осознание и осмысление направления дальнейших действий. Прежде всего погрузился в сеть, благо стараниями заинтересованных коллег там есть что посмотреть. Нашёл почти всё по внешнему виду. Что-то удалось подчерпнуть из «техники и вооружения» ещё есть немногие кадры и видео с испытаний. Оборонка, по обыкновению, информацией не балует? хорошо что хоть сам объект сохранился. К сожалению в кубинке об. 279 стоит частично разукомплектованый. Нет шанцевого инструмента, прожектора командира, укладки, брезента. Впрочем многое на объект перекочевало с Т-10, есть откуда подсмотреть. С подвески спущено масло и машина стоит в крайнем нижнем положении.
А ведь ни-что не мешало поставить на упоры в естественном состоянии.
Между прочим, у гидропневматической подвески объекта
есть любопытный параметр, определяющий высоту, с которой танк может упасть без удара балансиров об упоры. Для об. 279 со всеми его 60-ю тоннами он равняется полуметру. Как-то в начале своей трудовой деятельности мне приходилось видеть падение 10-тонного винта с гораздо меньшей высоты-впечатление непередаваёмоё!
Сборку традиционно начал с шасси. Некоторое время медитативно срезал с литников траки. При этом отсортировал некоторое количество с недоливами гребней. Это не страшно, я их пристроил на верхние ветви внутренних гусениц. Сборка шасси – вот где горюшко-беда. Положение подвески по инструкции заметно ниже чем на снимках с испытаний. Правильное положение всех 24-х опорных катков выставил срезав установочные штифты на балансирах . Затем, пока не высох клей, не приклеивая узлы с балансирами к корпусу, выровнял все балансиры поставив на ровную плоскость. Провис внутренних гусениц на месте воспроизвести та ещё проблема. Сюда бы рабочие гуси от фриул или мастер клуба. Мечты, надежды, цена опять же двойная наверно будет…
Соберёмся. Мы же бывшие советские, то есть соотечественники тех, кто это сваял. То-есть нет ничего невозможного, то есть приспособа нужна, рацуха то есть. По замерам с корпуса соорудил стапелёк, на котором установил по очереди обе ходовых и собрал на них гусеницы, с положенными провисами. Затем каждую гусеницу разделил на две части с учётом возможности их последующей установки. Задвигать лучше со стороны ведущего колеса, при этом стыки получаются на верху ленивца и ниже середины ведущего. Провисом злоупотреблять не стоит, чтобы внутренние ветви без проблем зашли на место, да и на прототипе, в рабочем положении, он небольшой. Ещё нужно обратить внимание на однообразное положение ленивцев. После сборки первого узла на стапель выносится метка их положения, и на втором узле их ставим сразу по метке. Чтобы не перепутать, гусеницы заранее приготовил коробку с четырьмя отсеками. Подошла коробка от макетовских опять же траков. Гусеницы, катки, ленивцы и ведущие до поры отправились в упомянутую коробку, на место они вернутся после покраски в конце сборки. Процесс впрочем можно упростить собрав внутренние гусеницы снаружи. Но на стапеле удобней и безусловно точнее.
Редукторы ведущих колёс, после шпаклёвки стыков, вклеил в нижнюю половину корпуса, добавил пропущенные сливные пробки. На эээ… пилонах, по-другому и не назвать, полезно воссоздать хорошо видимые в передней части сварные швы и фрезерованные площадки около отверстий.
Сварные швы я делаю двумя способами. Сначала растворяю пластик в растворителе совместно с дихлорэтаном, далее забираю получившийся состав в маленький шприц, надеваю укороченную иглу и наношу в нужные места. По мере подсыхания шов подравнивается и формируется модельным ножом. Иглой или маленькой отвёрткой воспроизводится характерная фактура шва. После высыхания можно сгладить шов кисточкой, смоченной растворителем. Второй способ отличается только тем, что шов наносится не непосредственно на модель а на плоскость, скажем на стекло, а затем готовый фрагмент шва переносится на место. На этой модели швы многорядные поэтому использовал, в основном, второй способ. Площадку воспроизвёл при помощи алюминиевого шаблона.
Прижал по месту, слегка подогрел паяльником и получил необходимую плоскость. Пилоны вклеиваются в нижнюю часть корпуса и на стыки также наносятся сварные швы. Пилоны эти являются ещё и топливными баками, значит, на них должны быть пробки и технологические лючки, но, за неимением информации, этот момент пришлось опустить.
Корпус состоит из двух половин и склеивать их сразу не стоит – обе требуют доработки. На нижней части спереди шпаклёвкой рельеф корпуса, площадки под буксирные крюки. Чёткие линии разделения получил при помощи тамиевского скотча.
Буксирные крюки оставил, штатные защёлки изготовил из медной фольги. После изучения фото задняя часть корпуса тоже потребовала доброй порции шпаклёвки.
По бортам низа корпуса имеются три захвата, для удержания бортовых экранов в сложенном, транспортном положении. Даются они в пластике и травлением. В местах установки захваты проходят через отверстия в экранах и эти отверстия хорошо видны. Поэтому пропилил сквозные отверстия и уже в них установил самодельные металлические детали. Сходная операция была проделана и с двумя верхними захватами. По фото были пропилены стыки листов экранов корпуса, поставлены головки болтов крепления.
Бортовые экраны вещь весьма любопытная и требующая рук приложения. Насколько можно понять, внутри имеются некие полости для зипа и запасных траков, поскольку снаружи места крепления нигде не просматриваются. Собраны экраны на каркасе, листы крепятся где сваркой, где заклёпками. Заклёпки обозначил трубкой от шприца с заточенной кромкой, стыки листов пропилил тонкой пилкой. Добавил смоляные головки болтов от мастер клуба. Своеобразная подвеска экранов впечатлила – вот где полёт конструкторской мысли! На петлях подвески встроены защёлки. Открываются они тросиками, натянутыми между петлями. Тросики и по жизни тонкие, а в 35-м масштабе критично ветхие. Сплёл их из самых тонких проволочек какие удалось найти, подходящие нашлись в проводах от импортной техники.
Легко представить, как при движении в родной стихии они цепляются за что-то внешнее или затащенное гусеницами и … Мда… Судя по жалостному состоянию двух левых экранов, а так-же их отсутствию на кадрах хроники, именно это и произошло во время испытаний.
Корпус объекта состоит из трёх литых деталей и навесных экранов. Листы крепятся сваркой и на болтах встык. На модели стыки везде отображены внушительными буртами, да и не все. Пришлось, где необходимо, бурты удалить и прорезать стыки. Добавил пропущенные стыки в районе выхлопных коллекторов. Попутно, естественно были утрачены болты в районе стыков. Чтобы не нарушать единообразия удалил с бортов вообще все головки болтов, заменил их 0,5 мм болтами от мастер клуба.
Габариты, стойки дуг, поручни и кнопка вызова на верху корпуса проходят сквозь отверстия в экранах. Передние габариты удлинил и установил их в прорези на корпусе. А вот в районе стоек и в корме вклеил накладные листы из тонкого (0,35 мм)алюминия и латуни.
Смотровые приборы мехвода и все остальные, в количестве 11-ти штук спаял из жести. Состоят они из двух частей, собственно оптики и козырьков, у механика «реснички». «Реснички» выдавил из жести и вклеил в прорезанные отверстия. На них были замечены заботливо укреплённые резиновые фартуки, для защиты от дождя, скопировал и их. Для удобства монтажа перископы водителя сделал единым блоком.
Фары, сигнал и их ограждение пластиковые, прозрачного стекла нет. Ограждения фар изготовил из проволоки, стекло подобрал из запасов.
На боках погона воссоздал многорядные сварные швы. С левого борта на этом шве угнездился хомут крепления кувалды. Десять хомутов для шанцевого инструмента изготовил из тонкой латуни и проволоки. Барашки оттиснул из нагретого литника в самодельную формочку. Элементы крепления инструмента – из фольги. Кувалда и кирка самодельные: алюминий, дерево. На лопатах черенки заменил на точёные из дерева.
Два хомута на надмоторной плите и два на левом борту оставил свободными, непонятно что там было. Нанопила на модели вызвала обоснованные сомнения, в пересчёте с 35-го всего 960мм. На реальной машине хомуты для пилы расположены гораздо шире, где-то 1140мм. Новую пилу изготовил из 0,35мм алюминия, зубья накатал маленькой шестерёнкой.
Зубья должны бы быть защищены каким-то чехлом но опять не известно как он мог выглядеть, оставил их опасно оголёнными. Возвращаясь к погону счёл необходимым сделать привычные прорези для установки башни. Предложенные на модели защёлки тут неуместны, это ещё по старым «огоньковским» танкам было понято. На погоне ещё были замечены и воспроизведены отверстия для слива воды. Сверлены они по-разному, явно не станком, а по ходу испытаний знакомым слесарем.
Дуги сначала установил штатные, но затем, сравнивая с оригиналом, обнаружил, что они должны быть длиннее. Стойки тоже должны быть смещены относительно друг друга. Новые дуги спаял из проволоки, стойки пластиковые. На левые стойки вживил крючки для буксирного троса, ещё один крюк вклеил, сверяясь с фото на лобовую деталь.
Трос у объекта почему-то один. Спереди он зацеплен за этот самый крюк, далее ему полагается висеть на крюках стоек. Другой конец, по аналогии с Т-10, должен обтягиваться талрепом. За левым патрубком обнаружился и обушок, точь в точь как на десятке.
Обушок этот имеется в двух вариантах, пластик — дет. C2 и травлёный – Re9. Беда только что стандартный трос длиной 4106 мм до этого обушка не дотягивается, да и талреп из-за угла не затянешь – загнётся. В кубинке трос, не заморачиваясь, пропустили через пустующий хомут. Тоже, по-честному, предлагает сделать и инструкция. В реальности между обухом и талрепом с тросом скорее всего была скоба с короткой цепочкой, на этом варианте и остановился.
На надмоторной плите срезал рельефно отлитые рымы с кольцами. Вместо них изготовил новые из алюминия, кольца спаял из медной проволоки. Решетки над радиаторами поставил травлёные из набора. А вот внутри выхлопных патрубков сетки ставить не надо – нет их там.
В наборе они, однако, имеются. Они вероятно могли стоять там до того как патрубки нарастили чтобы избежать заброса выхлопных газов на радиаторы, на одном из снимков видно что коробов ещё нет. Некоторой доработке подверглись соединения брони между патрубками и башней, малозаметный лючок перед правым вентилятором обзавёлся проволочной скобой. Укладка банника на правом борту тоже получила свою долю совершенствования. Засверлены торцы трубок, сверху убраны пластиковые имитации полос крепления, вместо их вклеены полоски из алюминия. Между хомутами и корпусом вклеены скобы с болтами.
Наружные топливные баки сложной формы крепятся за крюки на корме металлическими лентами и подтягиваются талрепами. Всё это хозяйство сделал из металла.
На самих баках заменил отлитые зацело с боковыми стенками ручки для переноски на металлические. В музее пробки на баках отсутствуют. Сделал стандартные с квадратными отверстиями под ключ, предлагаемые инструкцией детали A27 и A28 вызвали сомнение.
Откидной кронштейн крепления ствола по-походному доработан по фото. Деталь C5 изображающая фиксатор кронштейна заменена на паяную, добавлена защёлка, которая отсутствует в музее.
Башня – отдельная поэма. Прежде всего бросился в глаза отлитый вместе с башней колпак вентилятора. Пришлось долго и нудно спиливать его тонкой (0,1 мм)т амиевской пилкой. После доработки вентилятор был установлен как положено – с зазором.
Неимоверно мощное орудие дополнил противовесом.
Основательно доработана маска пушки, прожектор взамен пластикового кружочка – деталь B28, получил стекло, окрашенное с обратной стороны в чёрный цвет. Якобы ствол КПВТ, дет. B6, заменён самодельным из двух частей, часть кожуха от звездовского БТР-80а, там есть лишний, и точёный раструб. Добавлены регулировочные болты прожектора, болты крепления, колодки, провода.
Приметное колечко с болтами на стволе орудия отсутствует. Пришлось изготавливать, удалось с четвёртой попытки. Головки болтов всё те-же 0.5 мм от мастер клуба самые мелкие на то время, но пожалуй всё-таки крупноваты.
К башне прилагается фототравление – ложементы, кронштейны, не все, зато в двух экземплярах. Пропущена укладка позади башни. Аналогичная обвеска была обнаружена на Т-10, там всё расположилось позади башни. Изящный кронштейн на правой скуле на Т-10 тоже имеется, там он обнаруживается то на левом борту (Т-10М), то опять же позади башни (Т-10А).
Три узла крепления, по видимому ОПВТ, даны в пластике дет. B20, заменил их на ажурные и подвижные паяные.
Оси люков засверлил и обозначил торцы торсионов. Башенные перископы, как уже сказано паяные, вся оптика, ясен свет, застеклена и дополнена зеркалами из самоклеющейся плёнки. Ночной прицел ТПН-1 в музее и на модели закрыт заслонкой. Открыт он на киевском Т-10М, правда закрашен.
Недолгий поиск в интернете позволил «заглянуть в глаза» и ТПН-1 и прибору командира ТНК.
Прожектор командира и его травлёный кронштейн на модели имеются, кронштейн только неверный. В кубинке этот узел отсутствует. Выручил снова киевский танк. Там и кронштейн, и прожектор на месте, но опять же привода нет.
Пришлось привычно заняться реконструкцией. Поскольку узел получился подвижным, провод к прожектору сделал из 0.15 мм мононити (первоначальный из проволоки быстро обломился), ещё туда же добавил свёрнутую заглушку на тросике.
Крайне загадочное сооружение над левым окном дальномера появилось, очевидно входе испытаний и вроде бы перекрывает поле зрения ночного прицела. Но раз есть, значит есть, пластиковую дет. B18 из соображений прочности заменил на металл.
За окнами дальномера установил подвижные зеркала с приводом от казённика пушки правда их всё-таки плохо видно,оптика ночного прицела получилась удачней. Многочисленные скобочки и поручни из проволоки разной толщины. Брезент свёрнут из реальной материи пропитанной ПВА, лучше всего подходит тончайшая плащёвка или материя от зонтиков. Антенна изготовлена из струны. Непоколебимую стройность струне придаёт простая операция, зажимаю один конец струны в тисках, второй натягиваю пассатижами и под натягом прокаливаю докрасна зажигалкой. Обрезать полученную заготовку лучше диском.
Финиш.
Поскольку объект музейный, следы эксплуатации тут неуместны, хотя имеются следы тяжких испытаний. Воспроизводить их не стал. Камуфляж тоже посчитал излишним машина и так сложная, единственная в своём роде, разбивать облик камуфляжем не хотелось. Обошелся смывкой и тонировкой.
Тяга к прекрасному всё же никуда не делась и счёл что суровый скупой армейский дизайн должен присутствовать. Подкрасил титульной красной краской пробки на подвеске, рукоятку защёлки, кнопку вызова. Этим же жизнерадостным цветом украсил раструб пулемёта и окна дульного тормоза. На борта башни перевёл вполне логичный номер 279. На обширный лоб корпуса, в духе тех времён прямо-таки просилась звезда, красная понятно. Не стал сопротивляться и «авиационная» звезда с белой окантовкой достойно завершила работу…
Работа над моделью с перерывами растянулась почти на год. От сборки получил массу разнообразных впечатлений и в общем удовлетворение.
Производителям огромное спасибо уже за то, что взялись за столь малоизвестный, необычный и сложный образец отечественного танкостроения. И конечно спасибо ребятам отснявшим в деталях эту необычную машину. Браться за столь неординарное изделие без подробных фотографий пожалуй и не стоило.
Автор статьи: Коновалов Алексей
Ноябрь 2014